
Что несет на себе следы, куда они погружают вещи? Если я идентифицирую риск, который отличает этого философа, то я идентифици-рую его философию Если бы мы не нашли риска у Левина-са, не о чем было бы предметно говорить. Полагаю, общая основа у нас имеется, только какова она? Именно так: 0,6. Можно сказать, что в текстах Левинаса философия Хаба-да обретает высшую степень продуманности и точности. Это комедианты. Априори нельзя сказать о том, что делает поэт. В чем ужас произошедшего в «Твин Пикс»? Речь идет об устойчивом представлена будто порядок, в частности социальный порядок, подде живается сам собой, просто по инерции, если его никто нарушает. А не знает оттого, что другой России нет. Не интересны люди, которые все время рассчитывают какие-то проценты и выискивают мелкую выгоду. Проблема в том, что когда я — как конечное существо — вдруг проваливаюсь в ночь мира — как в исток своей конечности, — я будто бы невзначай заглядываю в глаза собственной смерти. Он способен вызывать ужас только в том случае, если ты по ту сторону экрана. С какой-нибудь инопланетной позиции печи и пирожки в высшей степени говорят, они говорят о нас, свидетельствуют о наличии разумности, культуры, тогда как звери ни о чем не говорят.
Ужас реального · ПРЕДИСЛОВИЕ · БЕСЕДА 1. РУССКИЙ ХРОНОТОП · БЕСЕДА 2. НАВАЖДЕНИЕ ГЛОБАЛИЗМА · БЕСЕДА 3. ЭКСТРЕМИЗМ: ФОРМЫ КРАЙНОСТИ · БЕСЕДА 4. TERRA TERRORUM. В монографию включены материалы, характеризующие психофизиологиче- скую характеристику сна и сновидения как психофизиологический феномен.
Но эта невинная языковая прихоть приводит к удивительным следствиям:. Наросты культурных слоев еще не сковали живое биение пульса, поэтому здесь можно переживать мир будто бы впервые. Предмет заботы — препоручить сло-. А среди героев своего романа он — на выселках, так себе — парус одинокий, который на досуге кропает вирши о своей судьбе, не ведая о том, что за них придется поплатиться жизнью. Мы можем рассматривать порядок, который создали нацисты, в качестве карикатуры даже на их соб-. Помните его строки: «Есть упоение в бою, и без-. Поэты непосредственно версифицируют невидимую, глубинную истину вещей. Скорее, за этой мыслью возникает библейский контекст, в котором еще до всякого совпадения имело место состоя-. Но на самом деле это совершенно не так, дело обстоит прямо обратным образом. Какие у нас отношения с настоящим диким волком, или медведем, или лисой? Точно так же не все кобылицы прекрасны. Встать на такую «почву» можно только с тем, чтобы испытать, как легко, как твердо она уходит из-под ног.
Отрицание, пусть самое минимальное, идеи бытия — дело очень рискованное. При этом они не пали, на них нет греха. Точно так же не все кобылицы прекрасны. И как бы мы ни стремились критиковать Запад, христианство с его персонализмом создает могучую основу для нашего совместного существования. По всей видимости, благодаря им происходит самая первая, пробная циркуляция имперсональных аффектов, предшествующая не только кристаллизации формы «я», но! В этой ситуации террорист оказывается аутентичным действующим лицом. Все описываемые в книге события происходили в период обучения в клинической ординатуре. Еще дальше может быть только сам человек, в том смысле, что сильнее всего степень другово-сти представлена в отношениях людей, ибо чаще всего люди знают друг друга как враг врага. Мы это смело можем отнести к форме экзистенциального заказа. Для того чтобы увидеть вещи со спины, следует самим сделаться невидимыми.
Оно поглощает и нейтрализует все. Болдырева "Крадуш. В сравнении в ней даже экстремизм, сопоставимый с шумом и яростью, оказывает положительную роль, как своеобразная попытка выдернуть чеку гранаты, а дальше пусть другие ее зажимают в руках и бегут куда-нибудь подальше, чтобы ее выбросить. Это не научное и не техническое, а глубоко поэтическое — в широком смысле этого слова — воззрение на мир. Когда рушились башни торгового центра на Манхеттене, то большинство людей в Европе подумало, что показывают фильм. Ведь нам не просто приходится говорить об ужасе или реальном с позиции нашего о них знания или их экзистенциальной достоверности. Александр говорил о том, что красивая лошадь появилась потому, что какая-то другая лошадь, которую, возможно, никто никогда не видел, радикально подпорчена. Аннотация: В данную книгу вошли заметки, написанные мною в ургентные минуты отдыха на ночных дежурствах. Все остальное — из области страхов, более или менее сильных. Августин говорит, что если. Он погибает, но то, из чего он исходит в своем поступке, делает жизнь хоть сколько-нибудь выносимой. И Я есть Я не потому, что слышит зов бытия, а потому, что отвечает своим контрвызовом: отпусти И эти две с овершенно неравные стороны будут ожесточенно воевать.
Ведь на са-. Хайдеггер избрал Гельдер-лина, Тракля и Рильке, у которых состоялось соединение глубины с высотой. Конечно, он не трансцендентен миру как Сущее с большой буквы, или первосущее. У меня даже такое впечатление, что самые главные вещи на свете видимы лишь изнутри. А ужас кроется где-то неподалеку, там, где стремление к этому знанию оказывается навязчивым. Какое здесь раздолье самозванцам, имитирующим призванность! Это очень точный пафос, который он проводит во всех своих исследованиях, идет ли речь о произведении искусства, о времени, о Другом или о чем бы то ни было Даже если бытие что-то со-. Если молекулы хаоса, распрей и насилия проникают в тело архаического общества, то сразу же приходят жрецы, умеющие подыскивать «козла отпущения», закрывающего собой зияние, сквозь которое просачиваются диссипатив-ные силы Для этого в первую очередь требуется уметь точно и своевременно диагностировать возникновение фатальных утечек и зияний, обрекающих социальное тело на утрату внутренних знаков отличий и распад. Я это отчасти понимаю. Это очень немецкая черта — писать о том, что надо совпасть со своей судьбой. С одной стороны, это кажется самопонятным, но, с другой стороны, выпадает допущение, лежащее в основании подобных высказываний. Нет, путь — есть само место, которое никогда. При ближайшем рассмотрении его бытие не исчерпывается тем, что нужно понимать под мышлением, то ли в форме спекуляции, то. Как доставить мысли членораздельность, несмотря на то, что она априорно беспредметна? От ужаса должно «срывать башню». Он не полагает ни возможной, ни должной какую-либо маскировку, какое-либо новое забвение бывшего солнца, бывшей прелести вещей посредством их переорганизации, перепосадки, посредством построения чего-то нового, точнее, напрочь забытого ста-рого. Казалось бы, чашка и чашка, нет мне до. Ружья, которые висят на стенах, не стреляют.
В пределе — как У Мишеля Турнье — болезнь оказывается механизмом,. Но эта ситуация абсолютно необходима для того, чтобы человек в полной мере обрел свое присутствие, подлинность и судьбу. С другой стороны, на поверхности лежит и его эпистемологическая ущербность, связанная с тем, что мы никак не можем приписать качество ужасного высшей ценности познания, то есть самой истине. Мы уже говорили о современном туризме. Время здесь — условие для того, скажем, чтобы развертывалась история, а вовсе не время. У Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и других святых отцов, так же как и в традиции аскетов, положительная явленность некоторой сущности означает ее ослабление. Хайдеггер обозначил эту низшую планку термином «das Man», который не вполне корректно принято переводить как «люди». В зависимости от способа, каким это разделение конституируется, одни себя позиционируют как западников, другие как славянофилов, третьи как евразийцев и т. Что это значит для философии? Что тогда говорить об экономике, политике или культуре? Такие диссипативные массовидные образования не имеют отчетливых границ, подвержены непрестанному метаморфозу и частично перетекают друг в друга. А что такое праздник?
Конечно, мы заранее признаем, что экстремизм лишен техники безопасности, иначе он не являлся бы экстремизмом, а был бы какой-нибудь достаточно хитрой стратегией, которая нередко проявляется под видом экстремизма, — можно вспомнить того же Лимонова и многих других людей. Каждый из нас по-своему охотник или скотовод. Он вводится как различи-. Россия в этом смысле никак не может определиться со своим универсальным временем, запустить внутренний хронометр. И он сейчас лопнул. Призыв Хайдеггера к глубине и высоте — это призыв прежде всего к реальности. Однако схватывая вещь, оно не постигает ее в ее бытийственности, а застает ее врасплох. При этом осталась, как мне кажется, сущностная связь ужаса и смысла, о чем я уже отчасти пытался говорить. До сих пор не подсчитать. А судьбе — ее нестрашный «перст»? Хайдеггер обозначил эту низшую планку термином «das Man», который не вполне корректно принято переводить как «люди».
Наше существование вплотную подошло к тому, что мы просто не можем себя адекватно выразить. А что касается мании величия, то мы обязаны ей нашим «становлением» и, конечно, «уровнем развития». Разброс человеческого в человеке превышает сколь угодно непреодолимую дистанцию с вещами или зверями. Как самому приходится страдать, любить. Кажется, Поль Валери? Александр говорил о том, что красивая лошадь появилась потому, что какая-то другая лошадь, которую, возможно, никто никогда не видел, радикально подпорчена. Время здесь — условие для того, скажем, чтобы развертывалась история, а вовсе не время. Проблема заключа-. Но об этом говорил не только Фрейд. Совершенно очевидно, что другие в собственном смысле слова встречаются только среди людей. Штука заключается в следующем: несмотря на то, что лоб о глубину не разобьешь, и несмотря на то, что к ней ни на шаг не приблизишься, она опасна. В этом ее плюсы и минусы сходятся. Явленность бытия — слабость, а не сила. Давайте посмотрим на какую-нибудь вещь, хотя бы на эту чашку, обычным нашим взглядом. При ближайшем рассмотрении его бытие не исчерпывается тем, что нужно понимать под мышлением, то ли в форме спекуляции, то. Мне кажется очень точным выражением по отношению к стилистике Хайдег-гера понятие «национал-эстетизма» Лаку-Лабарта. Царит глупость и дебильность.
Мы помним, что и по-гречески, и по-русски слово «личность» происходит от слова «лицо». Первый звоночек не услышали, наконец-то услышали второй звоночек. По крайнеймере раз в сто лет муки голода заставляли орла прерватьдобровольную голодовку. Как только он перестает располагать несчастным сознанием, он мгновенно находит себе любую панацею, любую метафармакологию, которая к его услугам. Мне кажется, что утопия и привела к террору. Как мне представляется, здесь наиболее существен-. О чем вообще могут говорить вещи? Все становятся персонажами расследования ее смерти. Да потому что время и есть предел, который встречает человек на пути продумывания им собственной идентичности. Можно сказать, что и постсовременные манифестации террора также имеют своего концептуального персонажа. Идет борьба за это последнее слово. Ведь у трансцендентального субъекта нет и не может быть лица. Тем более что пространство насыщено не только нефтью и газом, но и невероятной мистической энергией, которая Россию создает и которой нет в других странах.
В смысле Ницше это порядок, в котором господствует ressentiment, — имплозивное поглощение иерархических различий, нейтрализация силы сильных слабостью слабых, моральный террор и разъедающее душу чувство вины. Скорее, за этой мыслью возникает библейский контекст, в котором еще до всякого совпадения имело место состоя-. Здесь я оказываюсь немного в растерянности. Да и как это возможно? В этой мертвой точке спекулятивной воли исполняется не доброе намерение открытой сократической души, не знающей ничего лучшего, чем углубиться в суть вещей и беседовать с собой о «благе», а грубо льстивое и скрыто грозное прорицание оракула: «Сократ — мудрейший из людей». Для русской философии в этом нет ничего содержательно нового. Конечно, мы заранее признаем, что экстремизм лишен техники безопасности, иначе он не являлся бы экстремизмом, а был бы какой-нибудь достаточно хитрой стратегией, которая нередко проявляется под видом экстремизма, — можно вспомнить того же Лимонова и многих других людей. Они бы забыли, что значит выслушивать пациента, как делать операции и разные процедуры. Что означает для Хайдеггера понятие брошенности и в целом вся ситуация бытия-к-смер-ти? Положим, некто говорит: «Я — человек». Он довольно туманно именовал их «словами мышления».
Мы хотим ее прожить. Однако возникает сомнение, не имеем ли мы дело с сознательно конструируемым мифом. Речь ведется о том, что и в самом деле восторг и трагедия почему-то никоим образом не сопоставимы. Действительный парадокс времени — это пропасть между собственной бесконечностью каждого мгновения как настоящего и сменой мгновений. Angst — это и страх, и тревога, и ужас, и все это вместе. Глобализованное сообщество не оставляет человека наедине с самим собой. Метафоры тут вовсе ни при чем. Наверное, чаще всего этот путь оборачивается неудачами, но все равно в конце остается свет. Онтологически ужас вообще ущербен. Воцаряется терпимость, толерантность. А среди героев своего романа он — на выселках, так себе — парус одинокий, который на досуге кропает вирши о своей судьбе, не ведая о том, что за них придется поплатиться жизнью.
Хайдеггер продемонст-. Философия вступает на очень опасный путь своеобразной категориально-экзистенциальной эквилибристики — на путь, от которого, наверное, нельзя заречься, но которого так страшился и опасность которого так чувствовал Леви-нас. Например, «старшинство», «рядополож-ность», «виктимность», «турбулентность» и т. Это не научное и не техническое, а глубоко поэтическое — в широком смысле этого слова — воззрение на мир. А ужас кроется где-то неподалеку, там, где стремление к этому знанию оказывается навязчивым. А созерцает именно то, что не в силах «созерцать», хранить покой в от-. Однажды ты не то что не заметишь «новой утонченности», но обнаружишь, что твое отражение не слишком тебе принадлежит. А почему с такой же легкостью не говорят корзины, пирожки или печи? Что мы при этом видим? Я не думаю, что оно могло бы стать благоприят- ным исходом из извечной необустроенности русского быта или чудовищных крайностей русского бытия. Терроризм, как это пытались показать Ги Дебор или Жан Бодрийяр, есть прежде всего зрелище. Не то, что в одном случае он будет спасен, а в другом — погибнет. Они начинают плакать. Двигаться прямо в отчаянное забытье — безопасность.
Ничего из этих конгрессов не получается. И наконец, есть еще третий горизонт, третья ипостась ужасного, которая, по-видимому, связана с тем, что подра-зумевал Поль Валери, когда говорил, что природа — это «сплошное и безжалостное и т. Если «другое» в террористическом акте способно нести какой-либо урок, то это лишь урок его собственного отсутствия. Предстояние перед смертью другого трагично, оно выводит на новый уровень. С одной стороны, это кажется самопонятным, но, с другой стороны, выпадает допущение, лежащее в основании подобных высказываний. Но оно не утрачено в великом искусстве. Наросты культурных слоев еще не сковали живое биение пульса, поэтому здесь можно переживать мир будто бы впервые. Сколько народа сгорело в нашем мировом пожаре? Точно так же не все кобылицы прекрасны. Каждый из нас по-своему охотник или скотовод. Ведь даже мышление — это еще не все: «Сначала учатся благодарить, чтоб научиться мыслить».
Для Левинаса «бытие, в которое погружаются, чтобы быть» — абсолютная фикция, причем не имеющая даже характера конструктивной иллюзии. Странным образом по этой модели мы часто судим метафизику. Но я придерживаюсь иной точки зрения. Это в нашем случае означает, что границы субъект-ности подверглись разрыву и размыву — и вот уже мы живем под собою, не чуя страны Я готов согласиться с тем, что для себя он ничего не делает. Просто скажите, что это — ничто, и отбросьте ее. И смерть трансцендентального субъекта — наиболее Щемящая тема для современной метафизики. Здесь я хотел бы поспорить с идеей ужаса как. Третья ипостась ужаса едва ли устранима,. Это видит «поздний» Хайдеггер, и это лишь подозревал он молодой, «доповоротный». Двигаться прямо в отчаянное забытье — безопасность. Нужно обратить внимание и на то, что одним словом мы называем различные сущности. Причем ни того ни другого не ведаем, и того и другого боимся. А осветить он может только то, что будет для него — для света — лицеприятным. У них возникает бессмысленность, абсурдность смерти. Отвечу сразу, для того и надо!
Вот уж монстр из монстров, идеализированный эпохой Просвещения. Любой, кто говорит о себе «я», когда его просят сказать что-то об ужасе, вдруг понимает, что беспросветно одинок. Оно современному человеку может казаться смехотворным, однако, учитывая зримые результаты прогресса, которые достаточно отчетливо предвидел и Хайдеггер, не слишком понятно, что могло бы выступить ему альтернативой. До сих пор не подсчитать. Он вводится как различи-. Это очень точный пафос, который он проводит во всех своих исследованиях, идет ли речь о произведении искусства, о времени, о Другом или о чем бы то ни было Даже если бытие что-то со-. А Левинас ни в ранних, ни в поздних работах творение к конституированию не свел бы. Именно так: 0,6. Еще дальше может быть только сам человек, в том смысле, что сильнее всего степень другово-сти представлена в отношениях людей, ибо чаще всего люди знают друг друга как враг врага. Глобализованное сообщество не оставляет человека наедине с самим собой. Однако правда глубокой не бывает. Хватают своих детишек и бегут прочь. Хайдеггер подыскивает совсем иное к нему отношение. Они бы забыли, что значит выслушивать пациента, как делать операции и разные процедуры. А вот как поддержать интерес к власти и сохранить видимость того, что политическое обладает хоть какой-то значимостью в условиях, когда идеология не работает и объединяющие идеи невозможны? И завершается эта ситуация тем, что возникает сю-жет «Скучно на этом свете, господа». Цивилизация дичает.
Можно узнать истину, и содрогнуться. С религиозной точки зрения страх — это. Все это вещи, которые уже сказали нечто о себе и будут и дальше продолжать говорить только о себе. А наступивший подступивший террор — всего лишь симптом. Можно, наверное, обвинять Хайдеггера в том, что он. Чего он только не нагородил: и «основные проблемы метафизики» истолковал, и «пролегомены к истории поня-. В частности, к утверждению, что порядок слов является значимым. Это странно, говорит Безансон. Полагаю, общая основа у нас имеется, только какова она? Это наверняка еще не означает, что мы заведомо понимаем друг друга. Так возникает теодицея наоборот. А Левинас писал о вещах, которые знает. Мы видим сначала всевозможные игрушки, имитирующие животных. Однако подобная хитроумная уловка срабатывает и держит нас в зачарованное! К тому же проблема в том, что сам себя он с кем-то вечно путает — то ли со вселенским гением-спасителем, то ли с не менее вселенским идиотом-недорослем, и сам себя не бережет, поражая своей неумолимой неприкаян-. В конечном счете оправдывается любая агрессия, ибо жертва находится в основе благой истории. А именно: если бы не возможность для Хайдеггера сохранять невозмутимую мину и описывать как бы со стороны внеположного субъекта то, что творится в покинутой им платоновской пещере.
Животные из рая никогда и не уходили. Если мы посмотрим на священные или литургические тексты, то увидим, что ужас является необходимым состоянием, которое испытывает душа перед Богом. Но ведь не ужас, ужас! Мы это смело можем отнести к форме экзистенциального заказа. Как доставить мысли членораздельность, несмотря на то, что она априорно беспредметна? Он замечал по поводу Гельдерлина: feiern will ich, хочу праздновать. Но до прочих-то других какое мне дело? Отрицание, пусть самое минимальное, идеи бытия — дело очень рискованное. А осветить он может только то, что будет для него — для света — лицеприятным. Можно ли такое представить? Еще когда я жила в Советском Союзе, то совершенно не была патриотом, я была западником. Для того чтобы увидеть вещи со спины, следует самим сделаться невидимыми. Небо видимо единственно с земли. Мы бы сказали на философском языке — событие этого отношения, ситуация лицом к лицу даже для формации вещей является первичной и предшествует кон-ституированию мира сознанием. Этот случай для меня — инобытие «казуса» Хайдеггера, который однажды заметил на месте бытия в тематическом поле метафизики зияющую дыру и срочно стал ее зарывать, — заниматься то ли ударным анамнезисом, то ли пожарной деструкцией, то ли, не знаю, реанимацией и продумыванием до конца и самой смерти «метафизики». Эту условность мы принимаем практически мгновенно. Уже Заратустра поставлен им «поющим над вещами» и одной ногой «по ту сторону жизни».
Пресловутое высказывание, что поэт в России больше, чем поэт, к сожалению, остается справедливым. Все они пылятся в арсеналах. А не знает оттого, что другой России нет. Фамилии, имена, отчества больных изменены. Скорее, за этой мыслью возникает библейский контекст, в котором еще до всякого совпадения имело место состоя-. Проблема заключа-. Она явлена и на неторных тропах, которые «теряются в глуши, но не теряют из виду самих себя». Однако порядок слов и мыслей у Хайдеггера другой. Пирожок — что он с капустой. Можно, конечно, рассматривать в качестве причины существования вещей их погруженность в океан бытия —. То же самое с будущим. Животные — это сплошные фетишисты. Можно ли такое представить? Эту же линию продолжает Бото Штраус, очень интересный писатель и философ. А если говорят, то их разговор со стороны — точно болтовня. Но оно никоим образом не является ни свидетельством, ни образцом бытия. Мы видим плюшевые создания, чрезвычайно милые, забавные, полностью покорные нашей воле. Как доставить мысли членораздельность, несмотря на то, что она априорно беспредметна? Но это не настоящая радость, а лишь минимальное дистанцирование от тусклого и бес-. Возник примысл так: как-то, чуть ли не в отрочестве, роясь в учебнике географии, я наткнулся на строку: "В северной полосе страны на одну квадратную версту пространства — 0,6 человека. По-видимому, он свойственен всем молодым великим культурам. По-русски он звучит приблизительно так:.
Я, кстати, не уверен, что и мы сегодня говорили только прозой. А тому, кто служит в храме или в храм вошел, есть до этого дело, — где именно он находится? Стало быть, заставание врасплох — это как раз шанс поэта. Существуя лишь в качестве следа в пространстве и времени, Венера обладает куда более ре-. Для меня фундаментальность его философии определяется не пафосом фундаментальной онтологии и не пафосом подлинного мышления, а этой своеобразной, не снившейся, к примеру, Гегелю, архитек-турностью. Это обернулось тем, что женщина теперь носит нижнее белье обыкновенно только для того, чтобы ее раздели, а мастер больше не выгравировывает сложнейшие узоры на внутренней стороне замка, потому что все равно их никто не увидит. Наше соприсутствие в этом поле называется настроением. Иначе просто не хватает мерности для того, чтобы быть человеком, для конституирования человеческой реальности. Нет, путь — есть само место, которое никогда. У мирового разума есть свои способности, хитрости и гордости и, в отличие от русского, он знает их наперечет, но в том-то все и дело, что они все наперечет и сплошь спекулятивны. Возьмем, к примеру, целесообразность пчел. Но вот мы представляем себе, что в какой-то момент инициацию отменили. Это очень точные слова. Разброс человеческого в человеке превышает сколь угодно непреодолимую дистанцию с вещами или зверями. Предстояние перед смертью другого трагично, оно выводит на новый уровень. Interlichtungsein для современной философии — очень важное понятие. Мне вспоминается одно из моих любимых высказываний того же.
Предстояние перед смертью другого трагично, оно выводит на новый уровень. Кант называл его ингеренцией. Птица предпочла бы умереть, чем питаться такойгадостью, но орел был осужден на вечные муки. Вся Европа уже давно возрастает к террору, гораздо более страшному, чем коммунистический. Я не думаю, что оно могло бы стать благоприят- ным исходом из извечной необустроенности русского быта или чудовищных крайностей русского бытия. Это райское состояние — состояние продолжающегося дня творения — очень мне близко и любимо мною. И из гранаты никто не выдернет чеку. С религиозной точки зрения страх — это. Более того, проблема заключается даже не в том, существует она или не существует. Нигде это так не видно, как в условиях современной глобализации. Мы видим плюшевые создания, чрезвычайно милые, забавные, полностью покорные нашей воле. Но Бод-рийяр сказал, что поскольку Хайдеггера обвиняют только за это, значит философия закончилась. Однако высказывание это — косвенно и негативно, в том же смысле, в каком, согласно Канту, негативной была задача «Критики чистого разума». Он пытается сохранить парменидовскую позицию пути к знанию, хотя и ловит Парменида на парадоксе. Терроризм, как это пытались показать Ги Дебор или Жан Бодрийяр, есть прежде всего зрелище. Но есть и позитивный вывод.
То, что наша страна столь велика, для Чаадаева было кошмаром, — если бы не пространство, Россию никто бы не заметил. Раз уж из всего многообразия иерархий в сеть глобализации выдвинут самый примитивный и ничтожный ритм, то восторгаться здесь вовсе нечем. У Марселя появляется шанс схватить вечность за хвост. Пусть даже таким сущим оказываюсь я сам в тот момент, когда вглядываюсь в глаза небезразличного мне человека. Обращаясь к простой аналогии, можно представить, что вот мы идем по улице, о чем-то мечтаем, пребываем в своем мире, ничего не видим вокруг, и вдруг нас окликают по имени или мы больно стукаемся о столб. Здесь я оказываюсь немного в растерянности. Мы стали сознавать, что проект глобализации оказался перечеркнутым. Как сегодня отмечалось, поступь Хай-деггера в самом деле необычайно тяжела, это вовсе не легкая походка номада, а медлительные шаги коренного жителя, плоть от плоти породившей его земли. Это и будет состоянием экстремальности. Есть люди, которые этого не умеют делать, и есть люди, к которым животное никогда не подойдет. Что тогда говорить об экономике, политике или культуре? И почему вообще, говоря словами Левинаса, другое, взятое на себя — есть Другой? Воспользуюсь мотивом другого анекдота, французского, и переведу его на нашу почву: «В чем разница между хорошо образованным русским и интеллигентом? Это означает, что прекращает работу трансцендентный резец Господа Бога, который из глины каждый очередной раз вылепляет форму. При этом здесь не провести четкого различия, говорим ли мы о Западе, или о России. Меня интересует иной аспект: а какую! Говорится, что надо найти свой Geschick или Schicksal, но найти обяза-. Разум по природе своей агрессивен и наступателен, он схватывает и присваивает.
А в случае Хайдеггера — может быть и «вопро-шание», но, пожалуй, даже не вопрос. Или, точнее, вырисовывает ее, потому что Господь ближе к графику, который работает с четкими контурами. Понятно, что ответ «потому что невозможно их видеть одновременно с разных сторон» нас не устраивает. Та-кого рода экстремизм, не говоря уж об экстремальности, дает нам возможность, чтобы ружье выстрелило, чтобы если и не реализовался замысел Бога о тебе, то по крайней мере был доведен до сведения. Другое дело те животные, которые уже переработаны культурой и стали домашними. Неспособность к встрече с. Можно сказать, что из стадии страха, поддающегося измерению, человек попадает в неизреченный ужас и там, за гранью ужаса, оказывается в пространстве божественного. В сравнении в ней даже экстремизм, сопоставимый с шумом и яростью, оказывает положительную роль, как своеобразная попытка выдернуть чеку гранаты, а дальше пусть другие ее зажимают в руках и бегут куда-нибудь подальше, чтобы ее выбросить. Но кто содрогается, тот не созерцает. Во-первых, когда его глажу, ласкаю рукой или хотя бы взглядом, и это является. Онтологически ужас вообще ущербен. Она явлена и на неторных тропах, которые «теряются в глуши, но не теряют из виду самих себя». Но это не настоящая радость, а лишь минимальное дистанцирование от тусклого и бес-. Бог как бы предопределил дефицитность прекрасного, и в этом смысле определил прекрасное как таковое. То, что наша страна столь велика, для Чаадаева было кошмаром, — если бы не пространство, Россию никто бы не заметил.
Кого он тогда будет призывать выйти на сцену и встать на свою сторону — на сцену, где ставится то ли политический фарс, то ли социальная драма, то ли человеческая комедия, сразу не разберешь? Мы знаем, как разрушился этот по-своему глобализированный и терроризированный изнутри мир, достаточно вспомнить Герострата. Ницше призывал помогать сильным, творческим лю-. Связанные со всем этим проблемы затрагивают каждого из нас, хочет он этого или нет. А ужас кроется где-то неподалеку, там, где стремление к этому знанию оказывается навязчивым. И из гранаты никто не выдернет чеку. Впрочем, я согласен с Татьяной и Александром в том, что экстремизм вовсе не ограничивается политической сценой и социальным пространством. Как профессиональному ревнивцу, ему не важно узнать, лесбиянка Альбертина или нет. Во-вто-рых, в отличие от поэта, которому дано право первоимено-. Можно, наверное, обвинять Хайдеггера в том, что он. Мы можем рассматривать порядок, который создали нацисты, в качестве карикатуры даже на их соб-. Наконец-то мы поняли, что не все, что Интернет представляет собой в известной мере огромную помойную яму. Есть люди, которые этого не умеют делать, и есть люди, к которым животное никогда не подойдет.
ФПВ Можно сказать, что из стадии страха, поддающегося измерению, человек попадает в неизреченный ужас и там, за гранью ужаса, оказывается в пространстве божественного. Главное — знать в точности, а что — не суть важно. Это поиск рая, полноты, счастья. А Розанов. С чем мы здесь имеем дело? Его хотя бы можно самим прочесть, защитив от прочтений и правок переписчиков. Скука связана с ужасом и усией, но это проявление усии, которую человек не смог гипостазировать. Проблема в том, что когда я — как конечное существо — вдруг проваливаюсь в ночь мира — как в исток своей конечности, — я будто бы невзначай заглядываю в глаза собственной смерти. Ведь в чем отличие таких, в общем-то, близких по значению понятий, как экстремизм и трансгрессия? При этом я знаю, что ты болтаешь по преимуществу, и раз и навсегда будешь болтать. Вот переживание, которое всякий раз приводит нас в чувство. Люди, которые не проходят через крайности, не интересны. Нигде это так не видно, как в условиях современной глобализации. Давно было замечено, что зверей-игрушек в мире гораздо больше, чем зверей-зверей. Это все, что есть: но я, помню, долго стоял, созерцая то, чего нет» 1. Если «зачем» — вопрос об этическом предпочтении, то «как» — вопрос о методе, именно он и интересует нас в большей мере. Бретон со свойственным ему вызовом пишет в манифесте: иди и расстреливай толпу. Естественнее предположить, что «Хезболлах», «Алькайда», да и сам Бен Ладен существуют только в модусе медийной фикции, по принципу «войны в заливе не было» с «Народной волей» Ведь у трансцендентального субъекта нет и не может быть лица. Я, кстати, не уверен, что и мы сегодня говорили только прозой. Я знаю, на этот вопрос не ответишь с ходу, но мне было важно его поставить. Еще я хотела бы сказать о райскости животных.